Сквозь века

 

Древнейшая история края
На территории современного Сергиево-Посадского района человек появился довольно поздно, примерно 9 000 лет назад в эпоху мезолита (среднего каменного века). К этому времени первобытные люди изобрели лук, стрелы, дротик, стали использовать долбленые лодки. Они были охотниками на лесного зверя, птиц, добывали рыбу, занимались также сбором ягод, орехов, грибов. Люди этой эпохи, как и во времена палеолита, жили родовой общиной. Временные стоянки людей мезолита на территории района обнаружены вблизи слияния рек Дубны и Сулоти.

Примерно 6 000 лет назад начала складываться культура эпохи неолита (нового камен-ного века). В эту эпоху люди научились изготавливать посуду из глины. Они сумели также приручить собаку. Их основными занятиями оставались охота, рыболовство и собирательство. В эпоху неолита начался распад родовых общин на большие семьи. На территории Сергиево-Посадского района временные стоянки людей неолита обнаружены недалеко от слияния Дубны и Вели.

4 000 лет назад в Подмосковье, соответственно, на территории Сергиево-Посадского района, стали переходить к использованию орудий из бронзы. Люди этой эпохи помимо охоты, рыболовства и собирательства занимались ручным земледелием и скотоводством. Помощником человека стала лошадь. Исследование могильников показало, что в это время произошло выделение родоплеменной знати, т.е. слоя людей, основным занятием которых стало управление родичами. Семьи из-за запрета брака между ближайшими родственниками стали объединяться в соседские или, иначе говоря, территориальные общины. Погребения эпохи бронзы обнаружены в районе на месте и рядом с неолитическими стоянками.

Финно-угры – аборигены московских земель
Около 3 000 лет назад племена, проживавшие на территории современного Подмосковья, начали изготавливать орудия из железа. Люди этого времени занимались скотоводством, охотой, рыболовством, подсечно-огневым земледелием и собирательством. Они проживали в неукрепленных и укрепленных поселениях. Первые использовались при отсутствии внешней угрозы, а вторые предназначались для защиты скота и людей во время нападений соседей. Таким укрепленным поселением было, например, городище, на месте которого позже был основан Радонеж. Со времени раннего железного века постоянным спутником человеческого общества стали захватнические набеги и войны. В эту эпоху территориальные общины стали объединяться в племена. Войны и набеги привели к выделению из состава племен дружины, т.е. профессиональных воинов, подчинявшихся не родоплеменной аристократии, а своему вождю.

Люди раннего железного века были представителями финно-угорской языковой группы. В память о них сохранились не только предметы материальной культуры, обнаруживаемые в ходе археологических раскопок, но и названия рек. Подавляющее большинство рек в Московской области носит финно-угорские названия. В качестве исключения подобные названия сохранились за небольшим числом подмосковных поселений. На территории Сергиево-Посадского района к таким следует отнести село Новая Шурма и, возможно, деревню Тураково (Тураново).

Они занимались подсечно-огневым мотыжным земледелием, пойменным скотоводством и рыболовством. Их сельскохозяйственные угодья были расположены в пределах речных долин. Финно-угры поклонялись различным силам и явлениям природы. Об этом свидетельствует, например, название Кокуево, которое принадлежало поселению, располагавшемуся между речкой Вондюгой и современным Дворцом культуры им. Ю. Гагарина города Сергиева Посада. Коккуем у финно-угорских племен назывался праздник летнего солнцеворота, проходивший 23-24 июня. Память об этом событии сохранилась в названии деревни Кокуево XVI-XVII веков и названиях современных улиц Нижнекукуевская, Долгокукуевская и Кукуевская набережная, тянущихся по западному основанию холма.

Славяне на московской земле
В конце I тысячелетия нашей эры в Волго-Окское междуречье с северо-запада, запада и юго-запада стали переселяться славянские племена. Славяне занимались пашенным и подсечно-огневым земледелием с выращиванием злаковых и зернобобовых культур, скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством. Помимо этого у них были развиты гончарство, деревообработка, кузнечное дело. Славяне стали использовать как долины рек, так и междуречные пространства, что позволило им мирно соседствовать с коренными жителями территории современного Подмосковья.

Славяне, как и финно-угры, жили большими семьями. Семьи определенной территории на основе хозяйственных интересов и ради взаимной защиты объединялись в общину (волость). Например, семьи междуречья притоков Вори рек Пажи и Торгоши были объединены в волость, центр которой находился в Радонеже. Обсуждение наиболее важных вопросов и принятие по ним решений происходило на собрании домохозяев общины. Какая-то часть вопросов решалась на совместных пирах – братчинах. Община на своих собраниях – сходах выбирала старосту, который ведал сбором необходимых для общих дел налогов и контролировал использование общинных земель, а также сотника, возглавлявшего местное ополчение.

Славяне, как и местное население, проживали в неукрепленных и укрепленных поселениях. На территории Подмосковья до татаро-монгольского нашествия ими было основано около 30 укрепленных поселений. В Сергиево-Посадском районе до наших дней сохранились названия славянских поселений Радонеж и Хотьково (первоначально Хотонег или Хотобуг). В документах XVI-XVII веков также отмечены поселения Веленеж вблизи современной деревни Зубцово, Судиславль вблизи истока реки Молокчи и Буславль в междуречье Куньи и Рассоловки.


Радонежско-Угличское княжество XV в.
Удельный князь Владимир Андреевич Серпуховской умер в мае 1410 года. Свои владения он разделил между пятью сыновьями и женой. Его четвертому сыну Андрею достались городок Радонеж «с тамгою и с мыты… с селы и с бортью… и со всеми пошлинами», четыре московских волости: «Радонеж, Бели, Черноголовль (современный город Черноголовка), Тухачев (между современными городами Домодедово и Бронницы)» и две слободки: «Яковля слободка, Кишкина слободка». Кроме того, ему совместно с младшим братом Василием был выделен во владение город Углич с прилегающими к нему станами.

Во времена княжения Андрея Владимировича Радонежско-Углического две разрозненные части его удела были соединены дорогой, которая существует по настоящее время, беря свое начало от Ярославского шоссе к северу от Троице-Сергиевой лавры (в пределах города Сергиева Посада – Новоугличское шоссе).
В июле 1422 года при участии князей Андрея Владимировича, Юрия Дмитриевича Звенигородского и Петра

Дмитриевича Дмитровского была проведена местная канонизация Сергия Радонежского (обретение мощей). По этому случаю началось строительство белокаменного Троицкого собора, у южной стены которого были помещены мощи святого в дубовом гробу. Для собора бригада иконописцев под руководством старцев Даниила Черного и Андрея Рублева написали иконы для четырехъярусного иконостаса и расписали стены храма.

Образование Сергиевского посада
22 марта (2 апреля по новому стилю) 1782 года Екатериной II был издан указ следующего содержания:
«По поданным Нам от генерал-майора и московского губернатора Архарова, в бытность его здесь, представлениям подтвержденным ныне от нашего генерал-фельдмаршала, главнокомандующего в Москве и в губернии тамошней графа Чернышева, Всемилостивейше повелеваем

На VII Дмитровском уездном Совете 13 августа 1919 года было принято решение о выделении Сергиевского посада в самостоятельный уезд с прилегающими к нему волостями. 13 октября того же года постановлением президиума Московского губернского исполкома был образован Сергиевский районный исполнительный комитет Совета рабочих и крестьянских депутатов на правах уезда с пятью волостями: Сергиевской, Софринской, Путиловской, Булаковской и Хотьковской. Территория последних была разделены на сельсоветы. 18 октября того же года постановлением Московского губернского исполкома Сергиевский посад был переименован в город Сергиев.

В течение 1921-1922 гг. в состав Сергиевского уезда были включены полностью или частично Ботовская, Ереминская, Константиновская и Рогачевская волости Александровского уезда, Хребтовская и Федорцовская волости Переславль-Залесского уезда Владимирской губернии. Таким образом, к середине 1920-х гг. в состав новообразованного Сергиевского уезда вхо-дили 11 волостей: Ереминская, Константиновская, Озерецкая, Путиловская, Рогачевская, Сергиевская, Софринская, Федорцовская, Хотьковская, Хребтовская и Шараповская. Сергиевский уезд второй половины 1920-х годов почти полностью занимал территорию 14 волостей XIV-XVI вв.

В начале 1929 года с целью более эффективного развития промышленности была образована Центрально-Промышленная область в составе Московской, Тверской, Тульской, и Рязанской губерний. Летом этого же года она была переименована в Московскую область. В 1936 году разделили на Московскую, Рязанскую и Тульскую области.

В 1929 году северная треть Сергиевского уезда вошла в состав новообразованного Константиновского района. К новому району отошли целиком или частично земли бывших Ереминской, Константиновской, Федорцовской и Хребтовской волостей.

5 ноября 1929 года президиум Мособлисполкома принял постановление о переименовании города Сергиева в город Загорск в память о секретаре Московского комитета ВКП(б) В. М. Загорском, убитом левыми эсерами в 1919 году а Сергиевский уезд - в Загорский район. Город и район будут переименованы постановлением Президиума ЦИК СССР от 6 марта 1930

Загорский район 1930-1990 гг.
В советское время на территории Загорского района появилось значительное число предприятий, связанных с военной промышленностью и исследованием космоса, что привело, в частности, к появлению новых городов.

В 1915 году на реке Кунье в 15 верстах к северу от Сергиевского посада был устроен снаряжательный завод, превратившийся в 1920-1930-е годы в крупное химическое предприятие. Рабочий поселок при нем в 1940 году был преобразован в город Краснозаводск.

В 1920-1930-е годы в стороне от слобод бывшего Покровского Хотьковского монастыря возникло несколько промышленных предприятий, в том числе завод электроизоляционных материалов. Рабочий поселок при нем и ряд соседних деревень и сел в 1949 году были преобразованы в город Хотьково.

В 1948 году вблизи Краснозаводска был основан испытательный полигон баллистических ракет. На основе поселка строителей и испытателей в мае 2000 года был образован город Пересвет.

В 1957 г. Константиновский район был упразднен и его территория отошла к Загорскому (бывшему Сергиевскому) району. Северная граница района стала проходить по рубежам второй половины 1920-х гг. После недолгих административных перестроек начала 1960-х годов наш район обрел современные границы.

К середине 1980-х годов замедлились темпы промышленного и сельскохозяйственного производства. Партийное и государственное руководство взяли курс на ускорение социально-экономического развития страны. Проблемы, стоявшие на пути этого курса, предполагалось решить введением политического плюрализма и отдельных элементов рыночной экономики.

В начале 1990-х годов реформы полностью вышли из-под контроля их инициаторов, начались распад политической системы СССР и самого Советского Союза.

На экономическое положение Сергиевского посада, с одной стороны, влияло его местоположение на Переславской дороге и рядом с лаврой, что обусловило первоначально возникновение в нем определенных ремесел и такое направление деятельности, как обслуживание проезжающих и богомольцев. С другой стороны, на посад и соседние с ним территории оказывало свое воздействие промышленное развитие Московской и сопредельных с нею губерний. В советское время экономика города и района стала определяться потребностями военной промышленности и науки Советского Союза. В настоящее время предпринимаются попытки, с одной стороны, включить старые предприятия и ремесленное производство Сергиево-Посадского района в рыночные отношения, а с другой, организовать новое производство, позволяющее решать экономические проблемы современного общества.

XIV-XVI века были временем перехода общинных земель в частную и государственную собственность, развитием земледелия вширь. Подсека и трехполье были основой тогдашней агротехники. В вотчинах и поместьях лес был в значительной мере высечен и выжжен. На территории современного района к середине XVI располагались около 3 000 сельских населенных пунктов, в основном, в 1, 2, 3 двора. Во второй половине этого столетия они стали пустеть из-за наступившего экологического кризиса.

Троицкий монастырь был основан на лесистой оконечности холма. В первые десятилетия его существования требования братии были минимальными: деревянные храм, кельи, ограда, мебель и посуда. Эти здания и вещи могли изготавливать местные крестьяне.

В XV веке в монастыре появились первые каменные сооружения. В XVI веке их количество возросло, здания опоясала каменная стена с башнями. Для ремонта каменных построек, чинки изделий из металла, поновления икон и окладов, обслуживания братии и богомольцев требовались мастеровые различных специальностей.

В подмонастырском селе Клементьеве к концу XVI века числились 248 жилых дворов. Из них 116 дворов занимали непашенные и оброчные крестьяне. 53 двора занимали работники различного происхождения, откуда их обозначения, без определенной профессии: 48 дворов непашенные бобыли, 3 двора воловики и 2 двора детеныши. Они исполняли «всякую монастырскую работу». 22 двора занимали работники, связанные со строительными работами. В селе находились 30 шалашей, в которых торговали «приезжие люди по воскресеньям всяким мелким товаром». В 1595 г. в Клементьево перешел из городка Радонежа оптовый торг. К этому времени на нем велась торговля жителями Московского уезда, а также москвичами и людьми «иных городов и станов, и волостей Московского государства». В селе также была устроена таможенная изба, сидельцы которой собирали тамгу и все таможенные пошлины.

В ходе Смутного времени начала XVII века территория современного района в значительной степени запустела. В последующие годы возродилась лишь десятая часть сел, селец и деревень. Заброшенные пашни заросли лесом и жителям оживших поселений понадобилось несколько лет, чтобы почти полностью восстановить распашку предыдущего столетия.

После заключения в декабре 1618 года Деулинского перемирия с Речью Посполитой, положившего конец Смутному времени, троицкие власти приступил к ремонтным работам в монастыре, восстановлению села Клементьева и устройству слобод для своих чиновником, профессиональных и непрофессиональных работников.

В 1620-е годы в селе Клементьеве и слободах проживали в 119 дворах ремесленники 20 профессий и в 170 дворах разнорабочие. По сравнению с составом ремесленников конца XVI века новшеством явилось появление значительного числа огородников и судописцев.

В селе Клементьеве числились также «торговые лавки и анбары, и шалаши, и скамьи, и кузницы, и харчевни, и походячий торг, и бобылей заповедное изделие. И таможенная пошлина, и квас и сусло, и баня, и пролубное, и овсяная продажа, и на Велик день яичная краска». Кроме того, на площади перед входом в монастырь располагались лавки и шалаши, с которых велась торговля для богомольцев.

Новые землевладельцы, появившиеся в ближних и дальних окрестностях Троице-Сергиева монастыря, со временем пообустроились, завели усадьбы в своих вотчинах и поместьях. Владельческие усадьбы XVII века представляли собой в большинстве случаев скотоводческую

Успения Пресвятой Богородицы. Вторая ярмарка первоначально продолжалась 3 недели, пер-вая и третья длились по неделе. На ярмарки привозили товары купцы из Москвы, Переславля, Юрьева-Польского, Ростова и Дмитрова: разнообразные ткани, лисьи и заячьи меха, обувь, бытовые изделия из металла. Крестьяне окрестных уездов везли хлеб в виде различных сортов зерна и съестные припасы.

Экономическая история Сергиевского посада и края конца
XVIII – первой половины XIX

Образование в 1782 году Сергиевского посада не внесло принципиальных изменений в экономическую жизнь новоявленных горожан. Ее развитие продолжалось в утвердившихся уже формах. Наряду с отдельными ткацкими станами в посаде стали появляться фабрики и заводы. На одном из заводов изготавливали медную проволоку. На 4-х заводах изготавливался солод, еще на одном заводе выжигали кирпич, который продавался в посаде. На 2-х фабриках изготавливали шелковые платки, на одной ткали полотно, которое продавалось в Москве. Кроме того, в ряде документов отмечено наличие в посаде неопределенного числа кожевенных заводов.

Преобладание солодовенных заводов в посаде являлось особенностью его экономического развития. В Московской губернии к концу XVIII века наибольшее распространение получили шелкоткацкие и хлопчатобумажные фабрики.

Сергиевопосадские резчики по дереву перешли на изготовление только игрушки. Они резали, в частности, фигуры барынь, гусар и всадников, представлявших собой копии небольших фарфоровых скульптур. Подобные фигуры предназначались, вероятно, для украшения интерьера домов местной купеческой элиты. К началу XIX в. ремесленники стали осваивать производство игрушек из папье-маше. Значительным спросом в посаде пользовались сапожники, портные и кузнецы.

Крестьяне, проживавшие в посаде, занимались не только хлебопашеством, но также извозом и, кроме того, содержали постоялые дворы.

Отечественная война 1812 года привела к разрушению московского промышленного района, восстановление которого началось через два десятилетия. В Сергиевском посаде в 1820-1840-е годы числились лишь 2 солодовенных и 1 меднолитейный завод.

В 1830-1840-е годы в России начался промышленный переворот. Его главным содержанием была ручного труда на машинный и внедрение передовых для того времени технологий. В посаде же по-прежнему процветало кустарное производство в виде небольших заводов и фабрик.

В Сергиевском посаде в это время числились 5 солодовенных заводов, на одном из которых одновременно мололи муку и дробили зерно на крупу. Помимо них действовали 5 кожевенных, 3 меднопроволочных, 2 свечных, 1 фарфорово-фаянсовый и 1 кирпичный заводы. Из фабрик в посаде располагались 2 полотняных и 2 бумаготкацких. На отдельных предприятиях трудились вручную от 1-го до 36 человек, в большинстве же - 2-3 человека.

В 1845 году через посад было проведено мощеное шоссе, которое стало проходить к востоку от Клементьева. Успенская ярмарка и понедельничный торг стали проводиться на Вознесенской площади. Другая ярмарка и воскресный торг по-прежнему проходили у стен лавры. На ярмарках продавалось от одной трети до половины привезенных товаров.

Значительное развитие получил игрушечный промысел. Детские игрушки изготавливались не только для продажи в посаде. Их стали вывозить в Москву и Санкт-Петербург. В середине века игрушки изготавливали на сумму в 7 000 рублей серебром (на Успенскую ярмарку в это же время привозили товаров на 9 с половинной тысяч рублей).


Развитие Сергиевского посада и края в пореформенное время

В течение 1860-х – первой половины 1870-х годов в России были проведены крестьянская, земская, судебная, военная и учебная реформы. Они прямо или косвенно содействовали быстрому росту экономики страны и значительным изменениям в ее структуре.
В августе 1862 года было открыто железнодорожное сообщение между Москвой и Сергиевским посадом. Первоначально поезд выходил из Москвы дважды в день в 700 и 1300, в конце XIX века - в 530, 1330, 1945; летом дополнительно в 730. Между Москвой и Сергиевским посадом

В январе 1918 года был издан декрет “Об отделении церкви от государства и школы от церкви”. На основе этого декрета все церковные и религиозные общества, в том числе и монастыри, должны были впредь подчиняться общим положениям о частных обществах и союзах; они не имели права владеть какой-либо собственностью и им не предоставлялось право юридического лица. Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, передавались в бесплатное пользование соответствующих религиозных обществ. Соответственно, братия Троице-Сергиевой лавры теряла всякие права на монастырское имущество.

10 ноября 1919 года на заседании президиума Сергиевского Исполкома было принято решение, в котором говорилось: “В виду необходимости в размещении учреждений и общежитий Совдепа и Военного Ведомства, лавру, как монастырь, ликвидировать, общежитие монахов закрыть, выселив в Черниговский монастырь и Гефсиманский скит”. 15 ноября это постановление местной исполнительной власти было утверждено на заседании Сергиевского Совета, а позже – Московским Губисполкомом.

В апреле 1920 года историко-художественные ценности лавры были обращены в музей, часть корпусов отданы различным общественным учреждениям, а часть – под заселение местным жителям. С закрытием монастыря прекратился поток паломников. Значительная часть горожан, занимавшаяся их обслуживанием, оказалась без средств к существованию. В начале 1920-х годов в Сергиеве действовали 3 игрушечных мастерских, 2 трикотажных заведения и 1 столярная мастерская. Сергиевская игрушка являлась одним из экспортных товаров страны.

В конце 1920 года гражданская война закончилась победой «красных». Весной 1921 года продразверстка была заменена натуральным налогом, который был вдвое меньше разверстки и объявлялся заранее, накануне посевной. Все излишки, оставшиеся после внесения налога, поступали в распоряжение крестьян.

Был отменен декрет о всеобщей национализации промышленности. Мелкие и часть средних предприятий вновь передавалась в частные руки. Также отменил принудительный труд, был введен рынок рабочей силы, тарифная система оплаты труда, проведена денежная реформа.

Наиболее быстро приспособились к НЭПу мелкая промышленность, розничная торговля и деревня.

Оживление экономической жизни Сергиева шло несколько иным путем. Начало ему было положено Северной железной дорогой. В 1920 году Агрономическая служба дороги организовала на части пустоши Семушки крольчатник, роевую пасеку и попыталась заняться разведением племенного скота. В 1925 году правлением дороги была возобновлена работа кирпичного завода (бывший завод Муханова).

В конце 1920-х годов в Сергиеве действовали кирпичный завод Правления Северной железной дороги; кирпичный завод №1, лесопильный завод, бумаго-шелкоткацкая фабрика «8-е марта» и типография «Шестой Октябрь» Сергиевского промторга; бумаго-ткацкая фабрика Угланова треста «Пестроткань»; столярная мастерская и колбасная фабрика Сергиевского УИКа; электростанция Отдела коммунального хозяйства Сергиевского УИКа; слесарно-механическая мастерская; химическое заведение; хлебопекарня; заведение по производству кожаной обуви; научно-художественное заведение по производству детской игрушки; небольшой машиностроительный завод.

В селе Хотьково действовал частный завод «Металлопрокат», в деревне Марьино Ереминской волости шерстопрядильная фабрика, в деревне Михалево Константиновской волости кооперативная артель «Обувник», в селе Заболотье Федорцовской волости фитильная фабрика, при деревне Наугольной Рогачевской волости Скоропусковский химзавод «Мосхимоснов».

В середине 1920-х годов в стране наметился рост промышленного производства. Он был не очень большим, в частности, из-за изношенности старого оборудования. Необходимы были огромные капиталовложения для реконструкции старых заводов и создания новых отраслей промышленности. Запад не хотел и не мог помочь из-за разразившегося в 1929 году масштабного экономического кризиса. Значительных средств не могло дать и основное – крестьянское население Советского Союза. В сельском хозяйстве произошло дробление крестьянских хозяйств, осереднячивание деревни, а середняк производил продукты прежде всего для собствен-ного

химическая промышленность. Первую определяли Загорская трикотажная фабрика, Горбуновская хлопчатобумажная ткацкая фабрика, Репиховская шелкоткацкая фабрика и Ереминская прядильно-ткацкая фабрика. Химическую промышленность представляли Скоропусковский химический завод, Хотьковский лакокрасочный завод и Голыгинский завод чистых солей.

В Константиновском районе крупнейшим промышленным предприятием являлась Заболотская фитильная фабрика «Красный факел». Кроме нее в районе действовали несколько предприятий лесохимической, обувной и деревообрабатывающей промышленности.
С началом Великой Отечественной войны крупные промышленные предприятия города были эвакуированы вглубь страны. Деятельность оставшихся была переведена на выпуск продукции для фронта.

Великая Отечественная война обернулась для страны огромными людскими и материальными потерями. Она унесла жизни почти 30 млн. человек, была потеряна одна треть национального богатства.

К восстановлению хозяйства страна приступила в 1943 году. В годы 4-й пятилетки (1946-1950) было восстановлено и вновь построено свыше 6 000 крупных предприятий, промышленное производство превысило довоенные показатели. Сельское хозяйство было выведено лишь на довоенный уровень производства.

В 1945 году на юго-восточной окраине города начал свою деятельность НИИ по производству пиротехнических средств различного назначения. Рядом с ним позже возник поселок с неофициальным названием «Звездочка».

В 1948 году в центральной части района на реке Кунье началось строительство испытательного полигона баллистических ракет. В 2000 году рабочий поселок при полигоне был преобразован в город Пересвет.

В мае 1949 года Советом Министров СССР было принято решение о создании отечественного производства особо точных миниатюрных шарикоподшипников для навигационных и управляющих приборов управляемых баллистических ракет дальнего действия. В окрестностях Загорска в местечке под названием «Царь-Дар» была создана специальная технологическая лаборатория Опытного завода Центрального конструкторского бюро подшипниковой промышленности.

В 1950 году в стенах бывшего Гефсиманского скита был создан физико-технический институт Министерства обороны для обобщения опыта ядерных экспериментов в целях изучения воздействия и защиты от поражающих факторов ядерного взрыва. Рядом с институтом со временем вырос жилой городок, получивший неофициальное название «Ферма».

В 1945 году в связи с реконструкцией Москвы и выводом из ее территории ряда предприятий было принято решение построить в Загорске лакокрасочный завод. Его строительство началось в 1950 году, а завершилось в 1965 году. Одним из основных заказчиков завода было Министерство обороны.

В 1953 году на южной окраине Загорска был построен новый кирпичный завод.
В этом же году в Загорске было основано предприятие «Автоспецоборудование». Основным направлением его деятельности является выпуск изделий для сервиса грузового и легкового автотранспорта.

В 1954 году рядом с Загорском на базе основанного в 1949 году Всесоюзного НИИ вакцин и сывороток был организован научно-исследовательский институт санитарии Министерства обороны (современный Вирусологический центр НИИ микробиологии МО РФ).
В 1950-е годы в центральной части района на реке Кунье был основан научно-испытательный институт химических и строительных машин, связанный с ракетной техникой. В 1957 году рядом с ним возник поселок Реммаш

В 1958 году рядом с поселком «Семхоз» был создан племптицесовхоз «Конкурсный». Его главной задачей являлись конкурсные испытания различных пород кур.

В 1960 году вблизи Загорска на базе летно-испытательной станции для сборки и испытаний аэростатов воздушного заграждения был организован НИИ резиновой промышленности. Основные направления этой научной организации - разработка и производство наукоемких резинотехнических изделий. Рядом с институтом позднее возник жилой поселок.
- ужесточение бюджетных и денежно-кредитных условий функционирования народного хозяйства;
- обеспечение политики финансовой стабилизации и регулирования денежной массы как единственно допустимого способа экономического управления;
- проведение форсированной приватизации и создание класса собственников;
минимизация социальных обязательств государства и перенесение центра тяжести социальной ответственности на самих граждан.
Реформы привели к резкому обострению противоречий между экономическими интересами государства и других экономических субъектов, запустили механизм саморазрушения сложившегося за годы советской власти народнохозяйственного комплекса и системы управления им, криминализации экономических отношений. «Шоковая терапия», приватизация и поспешный уход государства из экономики вызвали резкое снижение уровня жизни, деформацию привычного уклада и образа жизни населения.


Духовная история Сергиево-Посадского края XIV – нач. XX в.
О духовном развитии православных христиан Сергиево-Посадского края XIV – начала XX века свидетельствует история посвящения главных престолов храмов. Каждое из посвящений, дававшее название храму, отражало духовные потребности их инициаторов. Верующие, отдавая предпочтение в освящении престолов либо Всесвятой и Живоначальной Троице или одной из Ее ипостасей, либо Пресвятой Богородице, либо памяти того или иного священного события, либо святого или святых, тем самым определяли особую значимость для них тех представлений, которые были связаны с выбранными ими субъектами и объектами почитания. Таким образом, изучение проблемы посвящения главных престолов храмов дает возможность выявить те направления, по которым шло развитие православного мировосприятия нашего общества в предыдущие столетия.

подтверждения христианского закона и благочестия, поучениями, проповедью слова Божия из Священного Писания…».

В 1768 году согласно распоряжению архимандрита лавры Платона Левшина было введено обучение детей монастырских штатных служителей живописному, столярному, портновскому и прочим ремеслам.

В 1797 году по указу императора Павла I в Вифании (современный поселок Птицеград) были учреждены второклассный Спасский монастырь и семинария.

В 1814 году в лавре под названием Московская духовная академия открылась преобразованная Московская Славяно-греко-латинская академия. Она сочетала в себе низшее, среднее и высшее учебные заведения. Духовная академия, согласно проводимой реформе духовного образования, должна была представлять собой только высшее учебное заведение.
В 1838 году согласно императорскому повелению о принятии мер «к уменьшению расколов» лаврские власти на собственный счет завели двухлетнюю школу для обучения 100 детей монастырских служителей и бедняков посада. В 1848-1850 годы лаврой был основан приют для мальчиков, который первоначально помещался в стенах обители. В 1860 году он был переведен в Александро-Мариинский дом призрения. В 1866 году при доме был открыт приют для девочек. В доме призрения в последние десятилетия XX века обучались 86 мальчиков и 56 девочек. 37 мальчиков и 30 девочек были приходящими, это, преимущественно, дети мещан и крестьян, живших в посаде. Всех учеников обучали в течение 6 лет по общеобразовательной программе и дополнительно мальчиков переплетному делу, а девочек шитью и вязанию.

В 1860 году городским обществом было основано в посаде двухклассное городское училище. На городские средства в 1874 году для него построили отдельное помещение. Оно имело каменный 1-й, деревянный 2-й этаж и было крыто тесом. При школе имелся сад в 600 квадратных саженей.

В 1843 году в лавре была открыта литографская мастерская. С самого начала ее деятельности для паломников стали печататься листы с изображением личных вещей преподобного Сергия, а чуть позже и преподобного Никона. Затем стали выпускаться листы с изображением келейных икон основателя обители. В 1853 году было завершено литографирование лицевого Жития преподобного Сергия конца XVI века. Уникальное факсимильное издание было изготовлено в количестве 222 книг, которые были проданы в течение 10 лет.

Во второй половине XIX века лавра включилась в общероссийский процесс популяризации христианского знания населения империи. С 1879 года обитель стала выпускать общедоступное периодическое издание «Троицкие листки». Они представляли собой небольшие брошюры, содержащие краткие поучения, пояснения к важнейшим молитвам и богослужениям, жития святых и отрывки из проповедей. Целью «Листков» было дать в доступной и занимательной форме духовно-нравственное чтение для народа. В 1910 году стал выходить из печати еженедельный журнал «Троицкое Слово», с 1911 года – педагогический журнал «Божья Нива». Перед революциями 1917 года лавра выпускала и такие издания как «Троицкая библиотека»,

Монастырское строительство XIX в.
Братия лавры стремилась сохранить неизменными основы древней монашеской жизни. В лавре, в частности, бережно соблюдали порядок богослужения. В одном из монастырских документов начала XX века отмечалось: «Совершается богослужение в лавре, особенно, в Троицком соборе, с такою точностью и торжественностью, какие едва ли, где можно еще встретить. Даже старообрядцы иногда высказываются, что если бы везде в церквях богослужение отправлялось с такой точностью как в лавре, то им не было бы причины отделяться от Церкви».

В 1843 году на лаврских землях на речке Корбухе был основан общежительный скит “для чтения псалтиря по усопшей братии и благотворителях” лавры. Престолы главного храма скита были посвящены Успению пресвятой Богородицы и Гефсиманскому молению Спасителя. Скит стал называться Гефсиманским по месту последнего земного пребывания Богородицы. В него стали постригаться, а также переходить из лаврской братии, те, кто стремился к безмолвию и созерцанию. Вскоре рядом со скитом для ревнителей особенно строгой отшельнической трапезной, после которого дети уже только с учителем отправлялись в Вифанский монастырь. Переночевав в монастырской гостинице, учащиеся на следующий день также пешком шли в Гефсиманский скит. После знакомства с его храмами и пещерами дети возвращались в посад и, накупив сувениров в лавочках у лаврских стен, по железной дороге возвращались домой. По-добные экскурсии на первых порах проводились по инициативе отдельных учителей или руководителей учебных заведений. В начале XX века Московский учебный округ стал разрабатывать программы тематических учебных экскурсий по Москве, древним подмосковным городам и монастырям и рассылать их по учебным заведениям. Например, во время празднования 300-летия дома Романовых рекомендовалось посещение лавры увязывать с рассказом о событиях Смутного времени и Троицкой осадой.

В свою очередь, лавра разработала правила приема экскурсантов. В ответ на запрос о возможности посетить монастырь высылался стандартный печатный текст, в котором сообщалось, “что лавра предоставляет экскурсантам-паломникам бесплатное помещение, кипяток для чая и, по желанию экскурсантов, если об этом будет заявлено не позже одних суток, продовольствие пищей на время не более двух суток в течение только летнего сезона”.

Культурная революция первых десятилетий Советской власти
Пришедшие в конце 1917 года к власти большевики стали многое закрывать и открывать, исходя из собственных идейных установок. Осенью 1919 года по решению местных властей была закрыта Троице-Сергиева лавра. В течение 1920-1930-х годов прекратили свое существование другие обители и почти все приходские храмы города. Закрытые церковные здания использовались в основном в качестве хозяйственных помещений.

В 1918 году вышел в свет 1-й номер газеты «Трудовая неделя». Издание просуществова-ло чуть больше 3 лет. 7 ноября 1922 года в городе стала издаваться газета «Плуг и молот». Через семь лет она закрылась, но 1 сентября следующего года горожан и жителей района стала знакомить с местными новостями газета «Вперед», существующая по настоящее время.
Социалистическая по своим целям революция произошла в полуграмотной стране, поэтому советская власть поставила одной из своих первоочередных задач – покончить с неграмотностью. По всей стране была развернута сеть школ разных ступеней и учебных заведений для подготовки учителей. В 1918 году в Сергиеве был организован институт народного образования, на базе которого позднее возникло педучилище им. Октябрьской революции, преобразованное в 1953 году в пединститут. Тогда же было принято Положение о единой трудовой школе: всем детям в возрасте от 8 до 16 лет предоставлялось бесплатное и общедоступное обучение. Через 12 лет в районе в целом была ликвидирована неграмотность населения в возрасте до 50 лет.

В октябре 1918 года по инициативе Коллегии по делам музеев и охране памятников ис-кусства и старины Народного Комиссариата Просвещения в Сергиевском посаде в целях охраны художественно-исторических ценностей была образована Комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры.

Своей целью комиссия считала “охранить, сберечь такое ценнейшее национальное Всероссийское достояние”. Первой задачей – “учесть и произвести опись всего художественного и исторически ценного в Лавре и округе”. Следующая задача заключалась в том, чтобы “показать и объяснить народу” те художественные сокровища, которые веками собирались в стенах лавры. Для решения этой задачи необходимо было провести реставрацию живописи, архитектурных памятников и произведений шитья.

20 апреля 1920 года правительством республики был принят декрет “Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры”. В первое десятилетие существования музея велась работа по изучению и описанию наиболее ценных и интересных экспонатов, организация выставок, реставрация памятников и произведений искусства. В послевоенные годы сотрудниками музея были собраны значительные по содержанию коллекции народного и современного декоративно-прикладного искусства, памятников археологии. Параллельно шла каталогизация коллекций, исследование отдельных произведений, памятников книжной культуры и деловой документации. В последние десятилетия XX века сотрудники музея занялись систематическим исследованием истории и культуры Сергиево-Посадского края. Результаты научной работы становились доступны широкому кругу специалистов, почитателей

В начале своего возникновения в качестве городского поселения Сергиевский посад представлял собой скопление живописно разбросанных вокруг лавры деревянных домов. Каменные и каменно-деревянные дома были исключением. В первые десятилетия XIX века началась перепланировка города согласно ранее принятому плану. В течение века посад медленно развивался вширь, в нем все больше появлялось каменно-деревянных и каменных домов. Каменные здания возводились, прежде всего, на землях лавры.

В советское время, примерно до середины 1930-х годов, город сохранял свой дореволюционный облик. Строительство на его окраинах заводов, вокруг которых стали возникать поселки, потребовало внесение планового начала в стихийное развитие поселения. В 1935 году был разработан генеральный план развития города с учетом расширения его территории и организации его общественно-политического центра в северной половине. Великая Отечествен-ная война не позволила полностью реализовать те идеи, что были заложены в этом плане.

Бурное промышленное развитие города в послевоенное время привело не только к появлению новых поселков на окраинах города, но и замену домов XIX - начала XX века в его центральной части на современные многоэтажки.

В 1962 году был принят новый генеральный план развития города с целью регламентации новых жилых кварталов. На его основе реконструировали южную часть проспекта Красной Армии и устроили современный общественно-политический центр к северу от Белого пруда.
В январе 1969 года постановлением Совета Министров РСФСР город был включен в маршрут «Золотое кольцо», объявлен городом-заповедником и туристским центром.

В июле 1970 года постановлением Госстроя РСФСР и Коллегии Министерства культуры РСФСР Загорск включили в список городов, имеющих ценное историко-архитектурное наследство. Специалисты, входившие в состав Госгражданстроя, Союза архитекторов СССР и Госстроя РСФСР, при классификации исторических городов по их величине и ценности архитектурно- планировочного наследия отнесли Загорск к типу городов, «в которых архитектурно-планировочное наследие имеет решающее значение в их планировочной структуре, пространственной композиции и архитектурном облике. Это города, в которых сохранились основы их древней планировки, ведущие ансамбли и комплексы высокого качества и пространственные связи между ними, а также характерность и архитектурная ценность рядовой застройки и масштабное соответствие ее ведущим памятникам».

Специалисты отмечали, что доминирующий комплекс монастыря и система сопутствующих ему вертикалей посадских храмов составляют характерный силуэт города, в котором наряду с гармонической ассиметрией композиции чувствуется ее подчиненность основному ядру. Главенствующее положение лавры в окружающем пространстве связано с ее расположением на сравнительно низком месте на скрещении 4-х глубоких речных долин.
Относительно архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой лавры указывалось, что для него характерно гармоничное сочетание различных по стилю памятников зодчества. Благодаря этой особенности в декабре 1993 года архитектурный ансамбль монастыря был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

В 1974 году Мособлисполком утвердил генеральный план перспективного развития За-горска. Главный въезд в город переносился на восток со стороны поселка Ферма вдоль левого берега реки Кончуры. В пределах первоначальной границы Сергиевского посада конца XVIII века предусматривалось сохранение сложившейся планировки улиц и жилой застройки. Современный крупный туристский комплекс должен был организован вдоль течения реки Кончуры на пространстве от Вифанских прудов до железнодорожного полотна.
В середине 1970-х годов были разработаны проектные предложения и технико-экономические обоснования по дальнейшему улучшению организации туризма в Загорском районе. Их разработчики исходили из того, что «лавра принимает 700 тысяч человек в год или 12 тысяч в день… Дальнейший рост потока туристов невозможен из-за повышения плотности посетителей на территории памятников, что не обеспечит требуемых удобств для их осмотра». Предлагалось использовать в качестве экскурсионных объектов 15 музеев и памятников истории и культуры на территории Загорского и частично Пушкинского районов.объединения на территории района. В создании карты принимали участие многие ведущие специалисты администрации района.

В конце XX века темы социалистической революции и Отечественной войны 1941-1945 годов были дополнены темами предпринимательства и духовной жизни. На вокзальной площади в 1999 году был открыт памятник строителю Северной железной дороги и меценату С. И. Мамонтову (скульптор В. А. Чухаркин, архитектор В. Д. Журавлев). У восточной стены лавры в 2000 году состоялось открытие памятника преподобному Сергию Радонежскому (скульптор В. А. Чухаркин, архитектор В. Д. Журавлев). Ранее, в 1991 году, за городом было утверждено название Сергиев Посад.

Лавра стала местом проведения представительных церковных форумов и встреч. В 1988 году в ее стенах прошел Поместный собор, посвященный 1000-летию крещения Руси. В июне 1990 года на Поместном соборе был выбран новым патриархом Алексий II (Ридигер). В 1992 году в лавре прошла честь мероприятий, посвященных 600-летию памяти ее основателя.
На основе соглашений между государственной и церковной властями во второй половине 1990-х годов историко-художественный музей-заповедник почти полностью был выведен с территории лавры.

В начале 1990-х годов были возрождены Черниговско-Гефсиманский скит и Боголюбовская киновия. Часть уцелевших приходских храмов города перешла под управление наместника лавры, ставшего одновременно епископом Сергиевопосадским. В напутственном слове к новопоставленному епископу патриарх отметил усиливающуюся прозелетическую деятельность Католической Церкви и попытки укорениться в России различных протестантских групп, а также сект тоталитарного характера. Он пожелал епископу Феогносту (Гузикову) твердо стоять за православную веру, защищать народ нашей страны от иноверия и сектантства.

В настоящее время в городе действуют 6 государственных и частных ВУЗов, 4 филиала государственных и частных ВУЗов, 5 колледжей, 4 училища, 14 школ и 2 гимназии.
Город, как в своей истории, так и в культуре, представляет собой сочетание прошлого и недавнего прошлого, на которые наслаивается текущее настоящее, что находит отражение не только к его гидро- и топонимике, но и в градостроительной структуре. Прошлое города – это архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры XV-XIX веков, окруженный частично сохранившейся деревянной и каменно-деревянной застройкой XIX - начала XX века. За этой застройкой располагаются промышленные предприятия и научно-исследовательские институты с многоэтажными жилыми кварталами XX века. Рядом с жилой и научно-производственной застройкой XIX – XX веков вкраплены современные жилые дома и офисы конца XX века.

Прогулки по поселкам и микрорайонам Сергиева Посада – это своеобразные экскурсии по истории архитектурных направлений в провинциальной церковной и жилой застройке XVIII-XX веков. Каждая составная часть города выделяется своим стилем жилых зданий, редко повторяющихся в других поселках или микрорайонах.
Дух времени хорошо отражен в названиях улиц. Их давали или меняли в зависимости от господствовавших в умах идеях, что наиболее выразительно было продекларировано в 1924 году. По инициативе местных комсомольцев летом этого года были изменены названия 3 площадей, 42 улиц и 10 переулков.

Отдельные переименования улиц проходили и в последующие годы. Часть переименованных в 1924 году названий была возвращена в последнее десятилетие XX века. К этому времени в городе насчитывались свыше 260 шоссе, улиц, бульваров, переулков, проездов, тупиков и площадей. Наибольшую группу из них – около 50 названий - представляли названия, связанные с восстаниями, революциями, гражданской войной и советским строем (улицы Ленина, Крупской, Загорского, Первомайская, Чапаева, Советская, Бероуновская, Стахановская и т.п.). Следующую группу – около 40 названий – представляли названия, связанные с поселениями (улицы Московская, Птицеградская, Нижнекукуевская и т.п.). За ними следует группа названий – около 30-ти, связанная с профессиями и видами работ (Аптекарский переулок, Инженерная, Кустарная, Рабочий тупик и т.п.) и группа названий – около 20-ти , связанная с культурой (Лермонтова, Репина, Толстого, Глинки и т.п.). Самую маленькую группу – 9 названий – представляют улицы конца XVIII века

4 000 лет назад в Подмосковье, соответственно, на территории Сергиево-Посадского района, стали переходить к использованию орудий из бронзы. Люди этой эпохи помимо охоты, рыболовства и собирательства занимались ручным земледелием и скотоводством. Помощником человека стала лошадь. Исследование могильников показало, что в это время произошло выделение родоплеменной знати, т.е. слоя людей, основным занятием которых стало управление родичами. Семьи из-за запрета брака между ближайшими родственниками стали объединяться в соседские или, иначе говоря, территориальные общины. Погребения эпохи бронзы обнаружены в районе на месте и рядом с неолитическими стоянками.

Зюзюкин Илья 2010